• Наш адрес (магазин-склад) 153009, Ивановская область, Ивановский район
    д. Коляново, улица Садовая, дом 7Б
  • Часы работы Понедельник - Пятница
    с 9:00 до 18:00

Обратный звонок

Оставьте номер своего телефона, и мы перезвоним вам в удобное для вас время


Я согласен(а) на обработку персональных данных


Путь воина
Во время посещения китайского завода по производству автобусов Yutong мне презентовали любопытную вещицу: копию древнего свитка «Искусство войны». Тактика, стратегия, территории... Намек на возможную экспансию? Если речь идет о «вторжении» экономическом, то оно уже состоялось.

Выйти из сумрака

Серьезное влияние на автомобильную промышленность Китая оказало вступление страны во Всемирную торговую организацию. За пять лет членства в ВТО многие экономические показатели Поднебесной значительно выросли, но есть и факты «падения курса». Например, значительно снизились цены на автомобили. Показатель неоднозначный, так как появился благодаря перепроизводству со всеми отрицательными моментами: пробками на городских улицах, повышенным спросом на топливо… Ничего неожиданного в этом нет. По количеству автозаводов КНР занимает первое место в мире, и даже курс правительства на укрупнение автопредприятий и стимулирование автогигантов не достиг желаемого результата: к концу 2005 года в стране насчитывалось полторы сотни автопроизводителей. Зато в том же году экспорт китайских автомобилей достиг 180 тысяч и впервые превысил импорт. Причем почти 80% экспортной продукции составили автомобили бизнес-класса. А это уже к вопросу о качестве китайской продукции, к которому мы относимся, мягко говоря, с предубеждением.

Эволюция лучше революции

Только в прошлом году Россия приобрела 600 автобусов Yutong. Первое же место по количеству импорта из Китая занимает Куба.

Завод по производству автобусов Zhengzhou Yutong Bus,расположенный в городе Чженч-жоу, является прекрасным примером специфики развития китайского автопрома. Начиная с 80-х, когда с конвейера Yutong сошел первый автобус, предприятие развивалось по принципу «шаг за шагом». В 1993 году не только произошла техническая реорганизация производства, но и изменился статус компании: бывшее государственное предприятие становится акционерным обществом с ограниченной ответственностью. Еще пять лет потребовалось для того, чтобы вступил в строй огромный индустриальный комплекс, который стал самой крупной в Азии площадкой по производству автобусов. К концу 2003-го здесь было произведено 15 000 автобусов, а объем продаж оценивался в 4,5 млрд юаней (примерно $562,5 млн). При такой производительности слоган компании «Yutong — повсюду в Китае» вполне отвечал действительности, и можно было всерьез задуматься над изменением его географической составляющей.

Первым шагом для серьезного выхода за рубеж стало создание совместного предприятия Lion’s Bus Co., Ltd, в которое на паритетных финансовых условиях вошли Yutong Company и немецкая MAN Nutzfahrzeug Group.

Вряд ли подобного развития можно было добиться путем революционным, по «указанию свыше». А в подтверждение того, что эволюция продолжается, можно привести еще несколько цифр. В прошлом году Yutong произвел 22 198 автобусов (в 2007-м планируется 30 000), а доход предприятия превысил 10 миллиардов юаней. Из этого числа было экспортировано около 2000 машин на сумму свыше 727 миллионов юаней. По сравнению с 2005-м, на внутренний рынок было поставлено автобусов на 22% больше, а экспорт увеличился на 12%.

Чженчжуйский космодром


В заголовке нет иронии. Слово Yutong переводится с китайского как «куда угодно, даже в космос». А комплекс действительно производит впечатление космодрома в казахской степи. Нет, со степью это я загнул. Движение в промышленной зоне 6-миллионного города Чженчжуй производит впечатление вселенского хаоса. Трехколесные грузовички немыслимой грузоподъемности, автопоезда, мото- и велорикши с деревянными и жестяными кибитками для пассажиров, собранные из хлама велосипеды, китайские автореплики известных мировых марок... И все это перемещается по законам броуновского движения, игнорируя все правила. Да что там правила, даже цена собственной жизни не является тормозом для горячих китайских парней. Что поделаешь, буддисты — у них впереди несколько жизней...

Небоскреб из стекла и бетона с эмблемой Yutong выглядит среди этого беспредела творением внеземной цивилизации. Преодолев шлагбаум, попадаешь в оазис спокойствия, чистоты и порядка. Наш гид с гордостью представляет владения: «Площадь комплекса — 1 млн 130 тыс. квадратных метров. Кроме этого, на территории Китая компания имеет еще три завода». По сути, тут целый город с проспектами, улицами между цехами, внутризаводским транспортом — вместительными электромобильчиками. Многофункционален и небоскреб главного здания: офисные помещения, конференц-залы, рестораны, гостиница...
Все кузова автобусов проходят операцию фосфатирования.
© Станислав Шустицкий

Следующим предметом удивления стал сборочный цех. Я был готов к тому, что не увижу сверхсовременного роботизированного конвейера, но чтобы так... В цеху, на четырех линиях длиной по 300 метров каждая, производятся автобусы... ручной работы. Что-что, а людские ресурсы Поднебесной не ограничены. Снижение накладных расходов уменьшает и конечную стоимость продукции. Именно по этой причине китайские автобусы значительно дешевле европейских. Кстати, средняя зарплата рабочих завода, по китайским меркам, высока — порядка 300 долларов. Один из принципов Yutong звучит так: « Работники компании являются ее самым драгоценным сокровищем. Заботясь о полном раскрытии творческого потенциала каждого работника, компания обеспечивает хорошие условия для работы и отдыха».

Всего на заводе трудятся около 10 000 рабочих и инженеров, причем число ИТР составляет 18% от общего количества. При 8-часовом рабочем дне на сборку, к примеру, 12-метрового городского автобуса требуется две недели, а в день с конвейера завода сходит около 70 машин. Что касается перспективного проектирования, то от технического задания до готовой модели проходит год.

Между ренессансом и модерном
Рабочие руки в Китае куда более дешевы, нежели в Европе.

А вот еще один постулат из свода принципов компании: «Содействовать введению инноваций, способных принести доход компании, и не бояться возможных ошибок». Революционно? На самом деле, подход к «инновациям» в Yutong весьма взвешенный, и не последним аргументом здесь является вопрос качества продукции. А отсюда и выбор поставщиков. Почти все двигатели, что установлены на автобусы Yutong, собираются на китайском предприятии Dong Feng, но конструктивно это хорошо зарекомендовавшие себя моторы Cummins, которые сегодня отвечают не только нормам Euro 2, но и Euro 3. 80% шасси производится непосредственно на заводе Yutong, а еще 10% выпускает совместное предприятие Yutong — MAN. К части комплектующих «приложили руку» европейские производители: коробка передач и рулевой механизм ZF, сцепление Sachs, тормозные механизмы Haldex с антиблокировочной системой WABCO, сиденья Vogel…

«Вести дела, следуя букве закона, и нести ответственность за принятые решения» — еще один принцип компании Yutong, который касается и вопросов качества. Каждая операция завершается выходным контролем, а конечный продукт проходит инструментальный контроль с использованием современной электронной линии. Что касается человеческого фактора, то на заводе сохранились как показательные увольнения и штрафы, так и столь же показательные премирования. Если же говорить об экспорте, то китайское правительство весьма серьезно относится к репутации страны на внешнем рынке, и лишь ограниченное число предприятий получает право экспортировать продукцию.

Китайское значит…

Последний раз лестные отзывы о качестве китайской продукции я слышал в конце 70-х годов прошлого века, когда за шерстяными джемперами и кофточками из Поднебесной выстраивались очереди. Впрочем, тогда очереди выстраивались за всем. Сегодня в большинстве случаев с китайской продукцией на российском рынке мирятся из-за ее низкой цены. Тем не менее, российские транспортные компании начали активно закупать китайские автобусы. Изначально низкая цена — это понятно. А как с такими показателями, как ресурс, ремонтопригодность, поставка запчастей? Даже приобретенный «по дешевке» автобус должен окупаться, а для этого он должен работать.

С этими вопросами мы обратились к Михаилу Майорову, заместителю генерального директора компании СТОРК, официального дистрибьютора Zhenghou Yutong Bus Co., Ltd. «Надеюсь, за четыре года совместной работы с компанией Yutong мы сумели развеять предубеждение в том, что китайская продукция не отличается качеством, — отвечает Михаил. — Мы не пошли по традиционному для многих пути простого импорта дешевой техники».
Это завод контрастов. Непривычная нам ручная сборка соседствует с современными технологиями. Например, с автоматизированным процессом окраски.

Для начала СТОРК ввез в Россию три машины и устроил им экстремальную проверку. Получив необходимые данные, представители СТОРК отправились в Чженчжоу, где началось… проектирование автобуса для России. Вернее, его адаптация к нашим климатическим условиям, к пожеланиям потенциальных клиентов по дизайну, вместимости, компоновке салона, подготовка автобусов к сертификации. Кстати, в этой работе очень помогло отсутствие роботизированного конвейера: можно было быстро вносить изменения в конструкцию, не перенастраивая линию. Безусловно, можно было оставить в таких агрегатах, как КП, сцепление и пневмосистема, дешевые китайские детали, но в СТОРКе решили на столь важных позициях не экономить.

«Не меньше внимания мы уделяли и расходным материалам, стараясь сделать их унифицированными, — продолжает Майоров. — Сегодня такие позиции, как фильтры или ремни, присутствуют на нашем рынке. Сама компания СТОРК располагает складом необходимых запчастей и станцией технического обслуживания».

На сегодня СТОРК ввез в Россию около 1000 автобусов, а регионами для сбыта стали Петербург, Самара, Казань, Новосибирск, Екатеринбург…

Закрываю шкатулку со свитком. Надпись «Искусство войны» на крышке соседствует с логотипом Yutong. Экономическая экспансия продолжается? А может, в этом нет ничего плохого, если ее цели соответствуют еще одному принципу китайского производителя автобусов: «Честность в бизнесе является основополагающим принципом компании Yutong».
Категория: Статьи | Добавил: cummins (10.04.2012)
Просмотров: 1150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Комментарий:
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Проверочный код *: