Универсальные копальщики. Колесные экскаваторы.
Причина распространенности колесных экскаваторов кроется в их мобильности и универсальности. Пневмоколесное шасси и габаритные размеры, укладывающиеся в разрешенные ПДД пределы, позволяют перегонять экскаватор по дорогам общего пользования своим ходом без каких-либо разрешений и согласований. На одной шестой суши пневмоколесные экскаваторы были и остаются самыми популярными землеройными машинами. В 1970-1980-е по количеству выпускаемых экскаваторов СССР занимал первое место в мире. Несколько заводов во главе с Калининским экскаваторным ежегодно выпускали в среднем 8 тысяч экскаваторов сходной номенклатуры, получивших в народе прозвище «Калининец». Довольно много «Калининцев» находятся в эксплуатации до сих пор, но отнюдь не благодаря своим высоким качествам, а ввиду финансовых затруднений их владельцев. Что касается зарубежных поставщиков строительной техники, то каждая крупная машиностроительная фирма имеет в своей номенклатуре развитый модельный ряд «колесников». Как правило, крупные корпорации получили линейки колесных экскаваторов путем поглощения специализированных компаний или подразделений других корпораций. Универсальность таких машин двояка. Во-первых, хотя масса и вместимость ковша колесного экскаватора ограниченны, но один тяжелый гусеничный экскаватор можно заменить несколькими колесниками. Тем более что если сломается единственный на стройке гусеничный экскаватор, то стройка встанет, а если один из нескольких колесных, то это будет не так болезненно. Для массового производства СССР и уровня надежности отечественной продукции такие соображения были весомы и остаются весомыми до сих пор. Второй фактор универсальности, а именно использование на одной машине разных навесных орудий, получил распространение только в 90‑х при массовом нашествии импортной техники. Гидромолоты и другие навески выпускали и в Советском Союзе, но объемы их производства, надежность самих агрегатов и базовых машин, в особенности их гидросистем оставляли желать лучшего. Калининский экскаваторный завод, ныне «Тверской экскаватор», со дня своего основания в 1946 году выпустил более 100 000 колесных экскаваторов. Сегодня завод работает сокращенным составом в одну смену, поддерживая объем выпуска в 50 экскаваторов в месяц. Линейка экскаваторов включает в себя модели ЕК-8 (масса 8,8 т; вместимость основного ковша 0,32 м3), ЕК-12 (13 т; 0,65 м3), ЕК-14 (14 т; 0,8 м3), ЕК-18 (18 т; 1,0 м3) и ЕК-20 (20 т; 1,0 м3). Для каждой базовой модели предусмотрено несколько модификаций, построенных на отечественной или импортной агрегатной базе. Завод разнообразит свое предложение разными вариантами комплектаций, чтобы покупатель мог подобрать для себя экскаватор, оптимальный по характеристикам и цене. В последний год покупателя более интересуют бюджетные решения. Исключение составляет «младшая» модель ЕК-8. Из-за компактных размеров для нее доступны только импортные агрегаты — двигатель Perkins (61,5 кВт) и гидроаппаратура Bosch-Rexroth с гидросхемой LUDV, обеспечивающей три и более совмещений в рабочем цикле экскаватора. Функциональность машины расширяет набор сменного рабочего оборудования — ковши разной вместимости и формы, грейфер, рыхлитель. Компактный и гибкий в применении экскаватор с двухзвенной стрелой удобен для работы в стесненных условиях. В этом году обычно низкий спрос на эту модель неожиданно вырос, но ее активному продвижению мешает увеличившаяся из-за валютного курса цена импортных комплектующих. Основу производственной программы составляют модели ЕК-12, ЕК-14 и ЕК-18, которые по желанию заказчика могут быть укомплектованы отечественными или импортными агрегатами. Рабочее оборудование модели ЕК-12 комплектуют как моноблочной, так и двухзвенной стрелой. Производство «старшей» модели ЕК-20 начато в 2008 г. На этот экскаватор устанавливают двигатель ЯМЗ-236Г5 или Deutz BF04M1013FC (110/114 кВт), гидрооборудование Bosch-Rexroth, ОАО «ПСМ» и ОАО «ТВЭКС». Шасси получило новый пневмоколесный ход, включающий в себя мосты и КП производства ZF, а также двускатную ошиновку обеих осей. Трансмиссия обеспечивает переключение передач на ходу, что важно при движении в транспортном потоке и при движении на подъем, гидравлические маслоохлаждаемые тормоза обеспечивают плавное и предсказуемое торможение. Вместе с ЕК-20 состоялась премьера новой, унифицированной кабины с улучшенным интерьером и новой информативной электронной панелью приборов. Кабина соответствует современным требованиям эргономики. В последние годы завод провел техническое перевооружение, открыл собственное кабинное производство. Несмотря на кризис, продолжаются инженерно-конструкторские разработки. В конце этого года модели ЕК-12 и ЕК-14 должны получить обновленный дизайн кабины, в дальнейшем это ждет и остальные модели. В плане также переход на литые мосты и литой противовес. Созданы новые пресс-формы, и пластиковые детали приобретут более эстетичный вид. «Уралвагонзавод» выпускает модификации древнего экскаватора ЭО-3321. Модель ЭО-33211А массой 18 т с глубиной копания до 5800 мм оснащена ярославским дизелем ЯМЗ-236М2 мощностью 110 кВт, гидроагрегатами ПСМ и пневматическими тормозами. В дополнение к основному ковшу вместимостью 0,85 м3 завод предлагает ковш увеличенной вместимости 1,05 м3, узкий ковш на 0,42 м3, зуб-рыхлитель и гидромолот МГ-300‑01. Модификация ЭО-33211АК предназначена для ремонтно-восстановительных работ на инженерных сетях и сооружениях коммунального хозяйства, для чего дополнительно оснащена насосной и сварочной установками. Продолжает свою деятельность тверское предприятие «Эксмаш», несмотря на катастрофическое падение спроса, особенно в верхнем ценовом сегменте, на который и нацелено предприятие. Линейку колесных экскаваторов составляют две модели — Е130W LC мощностью 67 кВт и массой 13,1 т и E160W LC мощностью 87 кВт и массой 16,1 т. Для обеих машин характерен современный, «прилизанный» дизайн. Низкая линия моторного отсека не только придает привлекательности, но и обеспечивает хороший обзор назад. «Эксмаш» строит экскаваторы на импортной агрегатной базе — двигатели Deutz, гидросистема Bosch-Rexroth, выполненная по схеме LUDV, агрегаты трансмиссии ZF. Основные металлоконструкции — шасси, поворотная платформа, рабочее оборудование, кабина — оригинальной разработки. Рабочее оборудование с моноблочной стрелой. У модели Е130W LC глубина копания 4960 мм, радиус копания 8470 мм, вместимость ковша 0,65 м3. У модели Е160W LC, соответственно, 5960 и 8910 мм и 0,8 м3. Функциональность экскаваторов можно расширить с помощью механизма быстрой смены и набора сменного рабочего оборудования — различных ковшей, гидромолота, зуба-рыхлителя, грейферов и захватов. Тот уровень функциональности, надежности, комфорта и удобства в обслуживании, к которому стремится «Тверской экскаватор», давно стал стандартом для крупнейших поставщиков строительной техники — Caterpillar, Komatsu, Liebherr, Volvo и др. Серия D колесных экскаваторов Caterpillar выведена на рынок в 2007 г. и включает в себя пять моделей — M313D, M315D, M316D, M318D и M322D массой от 13 до 22 т. Экскаваторы получили двигатели С4.4 и С6.6 ACERT мощностью от 95 до 123 кВт с электронной системой управления, позволяющей достичь лучшей экономичности, особенно при перегоне экскаватора. За счет более мощных, чем у предшествующей серии С, двигателей транспортная скорость увеличена до 37 км/ч. К особенностям экскаваторов серии D также относится автоматическое переключение передач КП. Вентилятор системы охлаждения приводится гидромотором, который включается при необходимости. Межсервисный интервал двигателей составляет 500 часов. Для серии D режим повышенной грузоподъемности включен в базовую комплектацию. При нажатии на соответствующую кнопку грузоподъемность увеличивается на 7% без снижения скорости движений рабочим оборудованием. Кабина с улучшенным обзором и эргономикой получила цветной ЖК-монитор с графическим интерфейсом и многоязыковой поддержкой. Структура меню упрощена, чтобы облегчить работу с программой. По заказу на корме устанавливают видеокамеру, изображение с которой выводится на монитор. Седьмая серия колесных экскаваторов Komatsu включает в себя модели PW130‑7, PW160‑7, PW180‑7, PW200‑7 и PW220‑7 массой от 13 до 23 тонн. Двигатель и гидропривод работают согласованно под управлением электронной системы EMMS с тремя основными режимами работы: тяжелым, экономичным, режимом гидромолота, а также дополнительным режимом подъема груза. Вся информация выводится на LCD-дисплей. Управление многими функциями машины сведено на 24‑кнопочную клавиатуру под дисплеем. У каждой функции своя кнопка с интуитивно понятным символом. Интеллектуальная гидравлическая система HidrauMind — одна из самых сложных и совершенных в мире, при ее разработке зарегистрировали свыше 200 патентов. Система автоматически и незаметно для оператора регулирует поток гидравлической жидкости в соответствии с изменениями нагрузки. Полностью автоматическая коробка передач обеспечивает три режима движения: рабочий, транспортный со скоростью до 35 км/ч и медленный (creep). В топливную систему включен водоотделитель — полезное устройство при эксплуатации в России. У New Holland пять базовых моделей — МН2.6, МН3.6, MH City, MH Plus, МН5.6, МН6.6 и МН8.6 массой от 10 до 23 тонн, которые компания предлагает и в специальных исполнениях. В отличие от конкурирующих фирм, маркировка модели не «говорящая». Компактные модели МН2.6 и МН3.6 с 4‑цилиндровыми дизелями CNH мощностью 79 и 84 кВт выполнены с уменьшенным радиусом поворота платформы, обеими управляемыми осями, двухзвенной стрелой и механизмом поворота на опоре стрелы. Недавно New Holland запустила в серию две новых модели в диапазоне 13‑20 т — MH City и MH Plus массой 15,5 и 18,5 т. Их поставляют с моноблочной или двухзвенной стрелой. «Старшие» модели МН5.6, МН6.6 и МН8.6 по характеристикам довольно близки друг к другу. Их масса соответственно 20,5; 21,5 и 22,7 т. Оснащены они 6‑цилиндровыми дизелями мощностью 118 и 129 кВт. Рабочее оборудование комплектуют моноблочной или двухзвенной стрелой, для каждой предусмотрено три варианта рукоятей разной длины. Недавно CNH и ОАО «КамАЗ» объявили о создании двух СП по производству строительной и аграрной техники New Holland. Таким образом, New Holland скоро приобретет модный лейбл «Сделано в России» и получит право участвовать в закупках по федеральным и региональным программам. У Liebherr пять базовых моделей «малого» класса — две компактных А309 и А311 массой 11 и 13 тонн, А312, А314 и А316 массой 14; 15 и 18 т. Для этих колесников характерен укороченный радиус поворота платформы. Liebherr не выпускает таких маленьких двигателей, поэтому для «малого» класса используют дизели Deutz. Характерная черта колесных экскаваторов «малого» класса — широкий выбор рабочего оборудования. Компактные модели поставляют с двухзвенной стрелой с механизмом поворота на опоре стрелы. Для более крупных моделей — А312, А314 и А316 предлагают двухзвенные стрелы с механизмом поворота на сочленении стрелы с рукоятью. Экскаваторы изначально рассчитаны для работы с разнообразной гидромеханической навеской и оснащены механизмами быстрой смены навесного оборудования и соответствующими гидроконтурами. Линейка полноразмерных экскаваторов включает в себя модели А900С, А904С, А914С массой 17, 19 и 22 тонны и самый крупный колесный экскаватор А924С массой 24 т. Эти машины оснащают моноблочными или двухзвенными стрелами, механизмами быстрой смены и дополнительными гидроконтурами и двигателями собственного производства. Volvo CE выпускает четыре модели — EW140C, EW160C, EW180C и EW210C массой 15, 17, 19 и 22 т. Экскаваторы оснащены дизелями Volvo нового поколения с технологией снижения токсичности V-ACT. Двигатели сочетают большую мощность в сравнении с агрегатами предыдущего поколения и лучшую экономичность. Получило дальнейшее совершенствование рабочее место оператора — кабина Care Cab с интегрированным силовым ROPS-каркасом, получившая больше свободного пространства, комфорта, лучший обзор и микроклимат, легкое и удобное управление, упрощенное обслуживание и контроль технического состояния, чем в машинах серии В. Продвинутая гидросистема с приоритетом стрелы, рукояти или механизма поворота призвана сократить рабочий цикл и поднять общую производительность экскаватора. Гидропривод вентилятора системы охлаждения включается только при необходимости, что сокращает расход топлива. Точки обслуживания доступны с уровня земли, а централизованная система смазки упрощает обслуживание. Текущая линейка колесных экскаваторов JCB включает в себя пять моделей массой от 14 до 23 тонн — JS130W, JS145W, JS160W, JS175W и JS200W. С такой маркировкой поставляют экскаваторы с моноблочной стрелой. В комплектации с двухзвенной стрелой к маркировке прибавляют аббревиатуру ТАВ. JCB ставит на колесные экскаваторы двигатели Isuzu мощностью от 63 до 102 кВт и японские гидроагрегаты. Все машины оснащают фирменной электронной системой управления AMS, синхронизирующей работу двигателя и гидравлики. Система автоматически подбирает обороты двигателя и производительность гидронасоса, оптимальные для заданного оператором режима, диагностирует системы машины при запуске и проводит их постоянный мониторинг во время работы. Фильтр гидросистемы Plexus задерживает частицы до 1,5 микрон, увеличивая ресурс и масла, и элементов гидросистемы. Дополнительный контур для работы с гидромолотом оснащен собственным фильтром. Потребитель может выбрать между моноблочной и сочлененной стрелами, тремя рукоятями и множеством вариантов ковшей — обратных лопат, грейферов, гидромолотов Hammermaster, механизмов для разрушения. Кабины на машинах JCB традиционно одни из лучших в отрасли по комфорту и безопасности и продолжают совершенствоваться. Стандартную комплектацию можно расширить кондиционером, сиденьем с пневмоподвеской, FOPS-навесом. Текущая, третья генерация колесных экскаваторов Hitachi представлена мировой общественности на BAUMA-2007. Это 4 модели массой от 14 до 22 т — ZX140W-3, ZX170W-3 ZX190W-3 и ZX210W-3. Экскаваторы оснащены двигателями Isuzu с системой питания Common Rail. Кабина Cres II обеспечивает безопасность оператора за счет прочного силового каркаса, а также хороший обзор и высокий уровень комфорта. Многофункциональный цветной LCD-монитор гармонично интегрирован в компактную панель управления и отличается красивым пользовательским интерфейсом. К особенностям ходовой части можно отнести увеличенный на 16% угол качания переднего моста в вертикальной плоскости, что способствует лучшей устойчивости при движении по неровностям, а также разработанные совместно с Bridgestone шины. Корейский конгломерат Doosan выпускает колесные экскаваторы серии DX, которая включает в себя модели DX55W, DX140W, DX160W, DX190W и DX210W массой 6, 15, 17, 19 и 21 т. Экскаваторы получили двигатели с системой впрыска Common Rail. Полностью переработанная микропроцессорная система управления e-EPOS связана с электронным блоком управления системы впрыска двигателя, управляющими и исполнительными механизмами гидросистемы по шине CAN. Такая связка Common Rail — e-EPOS позволяет тонко настроить всю систему «двигатель — гидравлика» в целом, оптимально утилизируя мощность двигателя и гидросистемы. От этого выигрывают и производительность машины, и ее экономичность, и простота и легкость управления. На e-EPOS также возложена функция диагностики всех связанных с ней узлов при запуске двигателя, мониторинг их работы и хранение данных. Для экскаваторов предусмотрены два рабочих режима — «копание» и «траншейный». Имеются и два режима работы двигателя — стандартный, он же экономичный, когда двигатель работает на 85% мощности, и режим полной мощности. Hyundai CE выпускает экскаваторы серии 7А с двигателями Stage 3A / Tier 3, включающую в себя три полноразмерных модели — R140W-7А, R170W-7А и R200W-7А массой 13,5; 16,2 и 20,5 т и компактную R55W-7А. На R140W-7A и R170W-7A использован дизель Mitsubishi D04FD-TAA, а на R200W-7A — дизель Cummins QSB6.7. Электронная система управления САРО предусматривает три рабочих режима: тяжелый, стандартный и режим гидромолота. У оператора есть возможность создать и сохранить в системе пользовательский режим. Предусмотрена функция power boost, при инициации которой можно на некоторое время увеличить усилие копания на 10%, а также функция мгновенного сброса оборотов до 1000 мин-1. Компактный экскаватор R55W-7А массой 5450 кг оснащен двигателем Yanmar мощностью 42 кВт. Рабочее оборудование с механизмом поворота стрелы позволяет экскаватору работать сбоку. Насколько известно, таких малых машин никто, кроме Hyundai, не выпускает. Как видим, модельные ряды зарубежных поставщиков схожи и, по большому счету, отличаются деталями. Из общей массы выделяются New Holland и Hyundai c компактными моделями. «Тверской экскаватор» и «Эксмаш» стремятся к мировым стандартам, но сегодня они в тяжелом положении, как, впрочем, и все остальные. А при выборе экскаватора имеет смысл обращать внимание не только на цену, но и на климатическое исполнение, доступность и цену сервиса и запчастей. Особенно это касается организаций, эксплуатирующих технику на Севере и в Сибири. | |
| |
Просмотров: 2070 | |
Всего комментариев: 0 | |