Грязи не боятся. Шарнирно-сочлененные самосвалы.
Область применения сочлененных самосвалов узка, но порой без них не обойтись. Сегодня на российском рынке представлены практически все производители самосвалов из США, Западной Европы, Японии, Белоруссии. Российское машиностроение в отношении сочлененных самосвалов отстало, судя по всему, навсегда. Шарнирно-сочлененные самосвалы, или, как у нас их еще называют, землевозы, оказываются практически незаменимыми в условиях, когда необходимо перемещать значительные объемы инертных или иных материалов, но подъезды к месту погрузки проходят по слабым грунтам — заболоченным или песчаным. Пустить по таким путям обычные дорожные самосвалы, значит утопить их в первом же заезде, а укреплять для них дорогу — занятие дорогое и неблагодарное. Сочлененные самосвалы нашли применение в крупных строительных проектах. На Севере самосвалы Caterpillar неплохо показали себя на строительстве газопроводов. Для рекультивации Люблинских полей фильтрации в Москве Управлением механизации — 25 (филиал ЗАО «Мосстроймеханизация-5») были закуплены 20 самосвалов Volvo, которые и обеспечили выполнение проекта. За несколько лет из Люблино вывезли 10 млн м3 иловых осадков, на некоторых участках слой илового осадка достигал девятиметровой глубины. На очищенную территорию насыпали 15 млн м3 песка. Концепция шарнирно-сочлененного самосвалы была изобретена в BM-Volvo в 1955 г. С тех пор производство самосвалов перевалило за 50 тысяч. Плодотворная идея шведов была поддержана другими производителями. Попутно выяснилось, что шарнирно-сочлененное шасси — неплохая база для машин высокой проходимости — лесовозов, топливозаправщиков, поливальных машин для карьеров и т. д. Сегодня главные поставщики самосвалов на мировой рынок — Volvo CE, Caterpillar, Komatsu, Bell, Terex, Astra, Doosan-Moxy. Компания Bell выпускает самосвалы для Hitachi и John Deere, самосвалы Astra продают также под брендом Case. Эти компании выпускают трехосные самосвалы в диапазоне грузоподъемности от 18 до 46 тонн. В сегменте самосвалов малой грузоподъемности оперируют немецко-датская компания Hydrema и британская JCB. На постсоветском пространстве производством сочлененных самосвалов занимается белорусское производственное объединение БелАЗ, выпускающее трехосную модель БелАЗ-7528 и модификацию БелАЗ-75281 грузоподъемностью 36 т. Машина скомпонована по ставшей классической для сочлененных самосвалов схеме с колесной формулой 6х6. На нее установлены двигатель MTU S-60 мощностью 550 л. с., гидромеханическая КП с 5 передачами вперед и 2 назад, пневмогидравлическая подвеска, грузовая платформа вместимостью 16,3 м3, «с шапкой» — 22 м3. Эксплуатационная масса самосвала — 42 380 кг, полная масса — 78 380 кг, скорость — до 55 км/ч. Минский «Амкодор» на СТТ-2008 представил плод долгих трудов — землевоз Амкодор 20231 грузоподъемностью 24 т. Дизайн кабины и оперения трехосного полноприводного самосвала выполнен в современном, можно сказать западном стиле. Агрегатная база также западная — турбодизель Cummins мощностью 260 л. с., гидромеханическая КП и мосты ZF. В комплектацию включен бортовой компьютер. Вместимость грузовой платформы 12 м3, «с шапкой» — 14,1 м3, эксплуатационная масса — 21 000 кг. На территории современной России создать сочлененный самосвал пытался завод «Челябинские строительно-дорожные машины». Но, удовлетворившись опытными образцами, завод сдал проект в архив. Volvo CE фактически создала в России рынок сочлененных самосвалов. Однако на подготовленный ею плацдарм устремились конкурирующие фирмы, и доля Volvo стала сокращаться. Если в 2005 г. шведам принадлежало 80% рынка, то в 2006 г. уже 64, в 2007 г. — 51% и так далее. Не ко времени случившийся кризис также сократил поставки. В 2008 г. Volvo продала в России 146 самосвалов, а в катастрофическом 2009 г. — 51, что в кризисных условиях нельзя считать полным провалом. Volvo предлагает российским пользователям четыре базовых модели — А25Е 6х6, А30Е, А35Е и А40Е грузоподъемностью 24, 28, 33,5 и 39 т. В полную линейку входят еще модели А25Е 4х4, А35E FS и F40E FS грузоподъемностью 19,5; 28,5 и 30,6 т. Volvo устанавливает на самосвалы собственные 6‑цилиндровые рядные двигатели с электронным управлением впрыском, турбонаддувом, промежуточным охладителем и технологией сгорания V-ACT. На модели А25Е и А30Е устанавливают двигатель D9 объемом 9,4 л и мощностью 303 и 341 л. с. Самосвалы А35Е и А40Е комплектуют 12‑ и 16‑литровыми двигателями D12D и D16D мощностью 420 и 471 л. с. соответственно. От двигателя крутящий момент поступает на планетарную АКП Volvo PowerTronic, далее через карданные передачи на раздаточную коробку, а от нее на мосты. К особенностям самосвалов Volvo также относятся мосты собственной разработки с разгруженными полуосями, планетарными бортовыми редукторами и кулачковыми муфтами блокировки дифференциала. Средний мост выполнен проходным, передний мост — отключаемым. Отличие модели А25Е 4х4 от двухосных конкурентов состоит в маневренности. С помощью оригинального поворотного устройства (устанавливают по заказу), включающего в себя два подъемных колеса малого размера перед задним мостом, самосвал развернется в тоннеле шириной 9,5 м. Поворот, точнее занос задней рамы выполняется усилием привода рулевого управления. Маневр выполняют на порожнем самосвале. Модификации A35E FS и A40E FS отличает подвеска FS (Full Suspension) с гидроцилиндрами на каждом колесе. Подвеску отличает мягкий ход как груженого, так и порожнего самосвала. Сочлененные шасси Volvo служат также базой для различных надстроек — цистерн, трубо- и лесовозов, мультилифтов и т. д. Например, тюменский машиностроительный завод прицепной техники «Сибирь Трейлер» изготовил на базе шарнирно-сочлененного колесного шасси Volvo А25Е несколько автопоездов-лесовозов повышенной проходимости грузоподъемностью 48 т для перевозки леса в хлыстах. Корпорация Caterpillar выпускает четыре базовых модели с колесной формулой 6х6 — 725, 730, 735 и 740 грузоподъемностью 23,6; 28,1; 32,7 и 39,5 т, а также две модификации с принудительной разгрузкой 730 Ejector и 740 Ejector. На самосвалы установлены 6‑цилиндровые рядные двигатели с технологией ACERT — С11 объемом 11,2 л мощностью 303 и 320 л. с. на модели 725 и 730; С15 объемом 15,2 л мощностью 387 и 439 л. с. на модели 735 и 740. Специально для самосвалов корпорацией разработаны автоматические 6‑ и 7‑диапазонные коробки передач и мосты. Предусмотрены блокировки межколесных и межосевых дифференциалов. Грузовые платформы самосвалов с принудительной выгрузкой жестко зафиксированы на раме и разгружаются выталкивающей плитой. Эта решение позволяет самосвалу равномерно разгружаться в движении, а также на косогорах, в тоннелях и под линиями электропередач. В 2009 году в Норвегии успешно прошла опытная эксплуатация самосвалов с дистанционным управлением по радиоканалу. Самосвалы были задействованы на рекультивации земель на бывшем артиллерийском полигоне. Сочлененные самосвалы принесли известность и американской компании Terex, когда она еще не стала конгломератом. С 1950 г. самосвалы Terex выпускает завод в Шотландии, в Мавервеле. Сегодня корпорация предлагает новую, выведенную на рынок в конце 2009 — начале 2010 гг. линейку, включающую в себя трехосные полноприводные модели ТА250, ТА300, ТА350 и ТА400 грузоподъемностью 25, 28, 34 и 38 т. Модели ТА250 и ТА300 оснащены 6‑цилиндровым рядным двигателем Cummins объемом 10,8 л мощностью 319 и 333 л. с. и 6‑диапазонной АКП ZF. Модели ТА350 и ТА400 получили 6‑цилиндровый рядный Detroit Diesel S60 объемом 14 л мощностью 388 и 473 л. с. и планетарную 6‑диапазонную АКП Allison. Особенность ТА300 в независимой рычажной подвеске переднего моста с гидравлическими амортизаторами. На ТА250 использована зависимая подвеска на маятниковых рычагах, на ТА350 и ТА400 — рессорная подвеска с реактивными штангами. Итальянская марка Astra принадлежит Iveco, а та, в свою очередь, вместе с Case-New Holland — подлинному спруту Fiat Group. Компания выпускает 4 базовых трехосных полноприводных модели: ADT 25 грузоподъемностью 23,2 т, ADT 30 грузоподъемностью 28,16 т, ADT 35 грузоподъемностью 31,5 т и ADT 40 грузоподъемностью 37 т, причем в двух сериях — С и D, и в обеих сериях использует двигатели экологического стандарта Stage 3A/Tier 3. На модели ADT 25 и ADT 30 установлены 6‑цилиндровые рядные двигатели Iveco Cursor 10 объемом 10,3 л мощностью 319 и 353 л. с., автоматические 6‑диапазонные КП ZF, мосты Kessler. Старшие модели ADT 35 и ADT 40 комплектуют 6‑цилиндровыми рядными двигателями Cursor 13 объемом 12,8 л мощностью 410 и 455 л. с., автоматическими КП ZF ErgoPower и мостами ZF. В отличие от конкурентов, кузов самосвала Astra поднимают два многосекционных гидроцилиндра, помещенные для лучшей защиты внутрь рамы. Компания Bell базируется в Южной Африке, что не мешает ей на равных конкурировать с флагманами отрасли и поставлять самосвалы по всему миру. Для европейского рынка самосвалы собирает завод в Айзенахе (Тюрингия, Германия). Линейка состоит из 6 моделей с колесной формулой 6х6 и постоянным приводом: В18D (грузоподъемность 18 т), B20D (18 т), B25D (23,2 т), B30D (27,3 т), B35D (32,5), B40D (37 т) и B50D (45,4 т). На базе B25D выпускают тоннельную версию с сокращенным на 30% радиусом поворота за счет подъемного заднего моста, а также версию B25DN с уменьшенной габаритной шириной. Bell привержена двигателям Mercedes-Benz. На B18D, B20D, B25D и B30D устанавливают 6‑цилиндровый рядный ОМ906 объемом 6,37 л мощностью 221, 265 и 311 л. с. и 6‑диапазонную АКП ZF со встроенным ретардером. Под капот самосвалов B35D и B40D помещен 6‑цилиндровый V-образный дизель ОМ501 объемом 12 л мощностью 380 и 413 л. с., работающий в связке с 6‑диапазонной АКП Allison. Топ-модель B50D приводит в движение V-образная «восьмерка» OM502 объемом 16 л мощностью 512 л. с. через АКП Allison. Компания использует мосты собственного производства, которые поставляет на европейский завод. В отношении подвесок компания придерживается мнения, что для самосвалов лучший вариант — зависимая. Корейско-норвежская компания Doosan-Moxy предлагает линейку из пяти моделей самосвалов с колесной формулой 6х6 с постоянным приводом — МТ26, МТ31, МТ36, МТ41 и МТ51 грузоподъемностью 24,1; 28; 32,7; 37,2 и 46,27 т соответственно. На МТ26 и МТ31 установлены близкие по духу скандинавские двигатели Scania DC9 объемом 9 л, мощностью 299 и 336 л. с., на МТ36 и МТ41 — двигатели Scania DC12 объемом 11,7 л, мощностью 388 и 438 л. с. Топ-модель МТ51 получила Cummins QSX15 объемом 15 л, мощностью 508 л. с. В агрегатную базу также входят 6‑диапазонные АКП ZF и Allison, раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом, мосты с дифференциалами повышенного трения. Норвежские самосвалы отличаются независимой подвеской переднего моста на всех моделях. Корпорация Komatsu сдержанна, когда речь идет о новой технике и России. Перед тем, как предложить что-то новенькое, проводят длительную работу по адаптации и испытаниям, особенно если речь идет о северных поставках. Поэтому в предложении российского представительства Komatsu фигурирует всего одна модель самосвала — HM300‑1 грузоподъемностью 27,3 т. Он оснащен 6‑цилиндровым рядным двигателем Komatsu объемом 11 л, мощностью 324 л. с. Трансмиссия включает в себя блокируемый гидротрансформатор и АКП с электронным управлением. Межосевой дифференциал выполнен в блоке с КП и снабжен блокировочной муфтой. Блокировки межосевого и межколесных дифференциалов могут включаться и выключаться на ходу. На европейский рынок корпорация поставляет самосвалы второго поколения. Линейка включает четыре модели — НМ250‑2, НМ300‑2, НМ350‑2 и НМ400‑2 грузоподъемностью 24; 27; 32,3 и 36,5 т соответственно. Что примечательно, двигатели этих самосвалов отвечают нормам Stage 3A/Tier 3. До недавнего времени JCB не предлагала российским пользователям сочлененных самосвалов — не надеялась, что на них будет спрос. Теперь надеется, но на СТТ ни разу не выставляла. В линейку входят три модели: две двухосных 714 грузоподъемностью 13 т и 718 грузоподъемностью 16,3 т, а также трехосная модель 722 грузоподъемностью 20 т. В собственной моторной линейке JCB нет двигателей необходимой мощности, поэтому для самосвалов она использует 6‑цилиндровые рядные двигатели Cummins мощностью 143, 168 и 242 л. с. и автоматические КП ZF. На самосвалах малого класса грузоподъемности специализируется немецко-датская компания Hydrema. Причем компания предлагает интересные решения — поворотную грузовую платформу с боковой разгрузкой, шасси высокой проходимости для различных надстроек, самосвалы и шасси с габаритной шириной, позволяющей двигаться по дорогам общего пользования. Линейка самосвалов включает двухосную полноприводную модель 912НМ грузоподъемностью 10 т и трехосную полноприводную модель 922D грузоподъемностью 20 т. Габаритная ширина по грузовой платформе самосвала 912НМ составляет 2210 мм. Он оснащен 4‑цилиндровым двигателем Perkins объемом 4,4 л, мощностью 131 л. с., 6‑диапазонной АКП ZF ErgoPower и поворотной грузовой платформой вместимостью 5,6 м3. На самосвал 922D установлен 6‑цилиндровый Cummins мощностью 264 л. с. и 6‑диапазонная АКП ZF ErgoPower. Несмотря на узость рынка сочлененных самосвалов, выбор велик. Более того, Caterpillar, Doosan-Moxy и Komatsu предлагают модели, адаптированные к северным условиям. Фигурируют и специальные предложения, такие как самосвалы с принудительной разгрузкой или с поворотной грузовой платформой. Но самосвалы — дорогое удовольствие, потому больший спрос находят машины с пробегом, чем новые. При значительных инвестициях в технику больший вес приобретают доступность и квалификация сервисной службы и сроки поставки запасных частей. | |
| |
Просмотров: 1782 | |
Всего комментариев: 0 | |